Первостроители Заполярья

После создания в 1945 г. Печенгской геологоразведочной партии, первым начальником которой с 1945 по 1948 гг. был – Потёмкин Л.А., начинаются полномасштабные исследования рудного проявления в долине Пильгу. В 1947 г. Ждановское месторождение в долине Пильгу обозначается как крупная минерально-сырьевая база.
В апреле 1951 г. Советом Министров СССР принято постановление о строительстве Печенгской железной дороги. Начальником строительства был назначен Б.И. Цвелодуб, главным инженером – В.Ф. Ливанов. Весной 1953 г,. на месте будущей железнодорожной станции у месторождения Ждановское, появились первые палатки строителей железной дороги. Начальник работ П.П. Блажко и старший прораб Н.С. Мелешко руководили построением первых зданий посёлка железнодорожников. Первый рабочий поезд с материалами для строительства прибыл на будущую станцию Заполярная – 5 августа 1955 г., в этом же году было возведено здание железнодорожной станции.
Для железнодорожников и металлургов необходимы были жилые и общественные здания, школы, сады и ясли для детей. В 1956 г. на северную стройку по комсомольским путёвкам прибыла молодёжь со всего Советского Союза - это было время «первостроителей». Будущий город Заполярный строили комсомольцы из: Ленинградской, Новгородской, Псковской, Гроднинской, Белгородской и других областей. Для многих из этих молодых специалистов г. Заполярный стал постоянным местом жительства.
Первая группа комсомольцев из г. Ленинграда прибыла на Печенгскую землю 4 июня 1956 г. Эта дата и является точкой отсчёта в начале строительства города. Встречали посланцев Ленинграда секретарь Печенгского райкома комсомола Иван Гирич и председатель райисполкома Г.А. Тулин. 1 июля 1956 г. в Заполярный прибыла вторая группа молодых специалистов. Более ста юношей и девушек разместились в палаточном городке прямо на строительной площадке. Условия проживания в суровом климате Севера были тяжёлыми, но все тяжести быта компенсировали энтузиазм комсомольцев и заботливое наставничество старшего поколения рабочих. В 1959 г. в Заполярном было только несколько каменных домов. Комплексная бригада во главе с А.В. Алексеенко за четыре года построила более 40 зданий.
Первый каменный дом г. Заполярного – двухэтажное общежитие по улице Ленина был построен в феврале 1957 г. К концу следующего года общий жилой фонд посёлка составил 66 тыс. квадратных метров, а к началу 1964-го он более чем удвоился и уже свыше 80-ти процентов его составляли каменный здания. Строительные работы в Заполярном осуществлялись строительной конторой «Рудстрой». Руководителем «Рудстроя» в 60-х годах был Михаил Александрович Родионов, личный вклад которого был оценён настолько высоко, что в настоящее время одна из улиц города названа его именем. Первостроитель г. Заполярный, начальник «Рудстроя» 5 августа 1958 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за трудовые успехи награждён орденом Трудового Красного Знамени. В 1944 г. М.А. Родионов был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне». Решением комитета ВЛКСМ треста «Печенгапромстрой» от 6 сентября 1963 г. Михаил Александрович Родионов занесён в книгу почёта славных дел комсомола и молодёжи Всесоюзной ударной стройки за безупречную работу по основанию г. Заполярного, сдачу строительных объектов Аллареченского рудника и неустанную работу по коммунистическому воспитанию молодёжи. («Советская Печенга» от 25 марта 1971 г. «Улица Родионова»).
Лит-ра:
Заполярный [Текст]: [альбом] – Мурманск: Изд-во «Пароход», 2016
Фотографии:
Альбом «Заполярный в чёрно-белом» - https://vk.com/album-81394074_212418931
Заполярный 60-е
Ждановка. Вдали пос. Горный
Палаточный городок в долине Пильгу. 1956 г.
Первая группа комсомольцев из Ленинграда 1956 г.
Школа №9 и палаточный городок . Заполярный
Будущая ул. Бабикова. Заполярный